Основные направления бюджетной политики

Цели и задачи бюджетной политики на 2018 — 2020 годы

При формировании Основных направлений бюджетной политики района обеспечивается максимальная преемственность целей и задач бюджетной политики.

Целью бюджетной политики на 2018 год и плановый период 2019 — 2020 годов является обеспечение устойчивости консолидированного бюджета Енисейского района в сложных экономических условиях и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом.

Данная цель будет достигаться через решение следующих задач:

  1. снижение объема муниципального долга;
  2. повышение эффективности бюджетных расходов:
  • установление взаимосвязи между бюджетным и стратегическим планированием
  • развитие программно-целевых методов управления
  • повышение эффективности деятельности муниципальных учреждений
  • продолжение реализации Плана по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики
  1. взаимодействие с краевыми органами власти по увеличению объема финансовой поддержки из краевого бюджета;
  2. реализация задач, поставленных в указах Президента РФ 2012 года;
  3. повышение открытости и прозрачности районного и местных бюджетов.

Основные подходы к формированию бюджетных расходов

Формирование объема и структуры расходов районного бюджета на 2018-2020 годы осуществляется исходя из следующих основных подходов:

1) определение базовых объемов бюджетных ассигнований на 2018-2020 годы на основе утвержденных решением районного Совета депутатов «О районном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 — 2019 годов»;

2) увеличение бюджетных ассигнований по мероприятиям «длящегося» характера, возникшим в ходе исполнения районного бюджета в 2017 году;

3) безусловное выполнение действующих публичных нормативных обязательств;

4) завершение реализации мероприятий, предусмотренных указами Президента РФ 2012 года;

5) уточнение базовых объемов бюджетных ассигнований на 2018 – 2020 годы с учетом:

  • средств на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы на 4% с 01 января 2018 года зарезервированы на краевом уровне;
  • увеличения расходов на коммунальные услуги на 4,1% в 2018 году;
  • индексации расходов муниципальных учреждений на приобретение продуктов для организации питания в 2018 году на 3,9%;
  • сохранения объемов прочих текущих расходов на уровне 2017 года;
  • распределения по фондам оплаты труда учреждений средств в объеме бюджетных ассигнований, направленных в 2017 году в виде доплаты до размера минимальной заработной платы, установленного с 1 января 2017 года;
  • распределения по фондам оплаты труда учреждений средств в объеме бюджетных ассигнований, направленных в 2017 году на повышение размеров оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы (специалисты молодежных центров – молодежная политика; методисты методических кабинетов (центров) – образование; основной персонал краевых библиотек и музеев – культура);

6) сохранение программного принципа формирования расходов. Администрацией района утверждены 10 муниципальных программ Енисейского района, в том числе 9 программ, которые продолжат свое действие в 2018-2020 году, и 1 новая программа: «Улучшение жилищных условий молодых семей в Енисейском районе».

Бюджетная политика в области межбюджетных отношений

Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающие ограничение перечня вопросов местного значения для сельских поселений до 13 основных.

Одновременно с этим субъектам Российской Федерации было представлено право закрепить за сельскими поселениями еще 26 вопросов из числа вопросов местного значения городских поселений. В ином случае решение указанных вопросов на территории сельских поселений должны осуществляться органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В Красноярском крае было решено воспользоваться правом закрепить за сельскими поселениями решение вопросов местного значения городских поселений.

С 2018 года предлагается исключить из перечня вопросов местного значения поселений организацию библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения.

Данное изменение предлагается в целях создания единых подходов к обеспечению доступности и качества услуг в области библиотечного обслуживания, предоставляемых населению.

В целях выработки вышеуказанных единых подходов министерством финансов Красноярского края совместно с министерством культуры Красноярского края был проведен анализ действующей сети муниципальных учреждений библиотек, а также способов организации исполнения полномочий органов местного самоуправления края в этой области.

Результаты данной работы показали разнонаправленность органов местного самоуправления края в выборе подходов к обеспечению предоставления услуг населению в области библиотечного обслуживания.

При этом в основной части территории края услуги библиотечного обслуживания предоставляются населению муниципальным районом, т.е. поселения, входящие в состав муниципального района, передали полномочия по библиотечному обслуживанию населения на уровень района.

В связи с перераспределением полномочий в области библиотечного обслуживания и необходимостью компенсации затрат муниципальных районов на содержание соответствующих учреждений планируется внести изменения в Закон края от 10.07.2007 № 2-317 «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае» в части отмены закрепленного норматива отчисления от налога на доходы физических лиц в бюджеты поселений в размере 8 процентов и передачи указанных доходов в бюджеты муниципальных районов.

При этом обеспечение сбалансированности отдельных местных бюджетов будет осуществляться в рамках реализации межбюджетных отношений между муниципальными районами и сельскими поселениями, в том числе путем корректировки объема межбюджетных трансфертов на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений, а также, в случае необходимости, внесения изменений в методики определения расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов поселений.

Органы местного самоуправления района продолжат проведение постоянного мониторинга и контроля за поступлением собственных доходов в местные бюджеты. Помимо дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в проекте районного бюджета предусматриваются иные межбюджетные трансферты на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.

Условием предоставления иных межбюджетных трансфертов на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов является заключение соглашения между финансовым управлением администрации района и администрацией муниципального образования района, в котором указаны обязательства органов местного самоуправления муниципальных образований района по принятию мер, направленных на оздоровление муниципальных финансов. В их числе реализация плана по росту доходов и повышению эффективности расходов, недопущение образования кредиторской задолженности за счет средств местного бюджета, требование о первоочередном финансировании заработной платы работников бюджетной сферы и т.д.

Продолжится практика предоставления бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований района.

Основные направления долговой политики района на 2018-2020 годы

Долговая политика района в 2018-2020 годах будет направлена на:

— соблюдение ограничений, установленных бюджетным законодательством;

— обеспечение исполнения долговых обязательств в полном объеме;

— повышение эффективности управления долговыми обязательствами;

— обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств.

В целях сокращения объема муниципального долга долговая политика предполагает направление доходов, фактически полученных при исполнении районного бюджета сверх утвержденных решением о районном бюджете, на снижение муниципальных заимствований района.

Основные итоги реализации бюджетной политики в 2016-2017 годах и условия, определяющие формирование бюджетной политики на 2018-2020 годы

С целью сохранения финансовой устойчивости бюджетной системы района в 2017 году был реализован План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики (далее – План).

План включал в себя различные направления работы по 20 мероприятиям. Среди основных результатов принятых мер в рамках реализации Плана мероприятий, можно выделить следующие:

  • проведено более 30 мероприятий по выявлению собственников земельных участков. По 25 случаям документы оформлены в соответствии с земельным законодательством. По 7 случаям выданы предписания со сроком устранения выявленных нарушений земельного законодательства, одновременно направлены материалы на возбуждение административного производства;
  • по результатам работы комиссии по осуществлению контроля за выплатой заработной платы, уплатой единого социального налога и страховых взносов во внебюджетные фонды, своевременной уплатой налоговых платежей на территории Енисейского района поступило в консолидированный бюджет в счет погашения задолженности по налогам – 749,1 тыс. рублей;
  • в 2017 году был определен и утвержден перечень сдаваемого в аренду имущества с целью увеличения доходов, получаемых в виде арендной платы или иной платы за сдачу во временное владение и пользование. 279 объектов передано по договорам аренды имущества на общую сумму 8498,2 тыс. рублей;
  • результатом проведения мероприятий по вопросам повышения собираемости и сокращению задолженности по неналоговым доходам стало поступление в бюджет района 791,2 тыс. рублей.
  • повышение эффективности муниципальных закупок обеспечило экономию бюджетных средств порядка 1700,0 тыс. рублей;
  • сокращение затрат на содержание органов местного самоуправления на сумму 1256,1 тыс. рублей;
  • эффективное управление муниципальным долгом позволило снизить расходы на его обслуживание на 1332,8 тыс. рублей.

Таким образом, общий экономический эффект от реализации мероприятий Плана составил 14 327,4 тыс. рублей.

В целом можно сделать вывод о том, что реализация бюджетной политики в 2016-2017 годах осуществляется в сложных экономических условиях. Принимаются меры по адаптации бюджетной системы района к существующей реальности, сохранено трехлетнее бюджетное планирование. Реализованные меры предотвратили возможную негативную динамику финансово-экономических показателей и способствовали сохранению сбалансированности районного и местных бюджетов. В районе обеспечена финансовая устойчивость, все социальные обязательства выполняются в полном объёме.